|
Сад Сапожникова
До появления электричества в Вольске аллеи парка освещались керосиновыми фонарями. Фонарь за фонарем зажигались и гасли с интервалом несколько минут, необходимых для того, чтобы фонарщик успел дойти до следующего фонаря, приставить свою лестницу влезть по ней и совершить манипуляцию с очередным фонарем.Фонарщик с лестницей на плече, с бидоном, наполненным керосином, и горящим фонариком в руках являлся неотъемлемой частью вечернего и предрассветного парка.
Для того, чтобы живописным картинам естественной природы придать выразительность, деревья были посажены так, чтобы аллеи затенялись плотными кронами. Таким образом, представленные крупным планом пейзажи рассматривались из затененных аллей в обрамлении густой кроны зелени. Такое решение обеспечивало последовательное восприятие пейзажей при различном освещении. Ажурные кроны, цветовые гаммы, листва разнопородной зелени в сочетании создавали особый « ковровый эффект». Здесь можно увидеть и белоствольные березы, темно – зеленый хоровод стройных елей, мелколистные липы, клейкие вездесущие вязы, резную акацию, лапастые каштаны. Здесь все жило умом и душой, все веяло домашней атмосферой, все для красоты и удобства. Посетитель словно растворялся в таинственных аллеях сада. Однако в приемах формирования садового пейзажа, а также в планировочном решении аллей и дорог почти не ощущается связи, в которой бы предусматривалась определенная последовательность живописных картин с учетом чередования различных по глубине планов, либо четко выраженных цветовых сочетаний. При этом в общем решении парка отсутствует композиционная ось, фиксирующая место расположения зданий путем увязки с ним наиболее декоративной перспективы либо главной аллеи.
В декоративные насаждения сада входили и популярные в те времена южные экзоты: пальмы и кипарисы. Ими украшали парковые вязы, клумбы, партеры. Прелестные цветочные ковры, «вытканные» на клумбах, ласкали взгляды посетителей. Из различных цветов возводились целые сооружения, например, «Эйфелева башня» , расположенная на одной из садовых полян.
В послевоенные годы сделана неудачная реконструкция сада, испортившая первоначальный облик усадьбы: большая часть сада засажена осокорем в рядовой посадке. Он опустел. Нет пышных крон, вместо реки – зловонный ручеек, все в нем уменьшается, хотя сделано уже не мало. Парк-это проблема города.
Изучение приусадебных парков, как неотъемлемой части дворянских и купеческих усадеб, осуществлялось в Саратовской области с 1968 по 1975 годы Ботаническим садом Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского совместно с Саратовским областным музеем краеведения.
Было обследовано более 30 усадеб в границах бывшей Саратовской губернии. Дальнейшую работу по учету приусадебных парков продолжила секция охраняемых природных территорий областного Совета общества охраны природы. По его инициативе восемнадцать приусадебных парков или их фрагментов взяты на учет в качестве государственных памятников природы. В их числе Вольский городской сад (имение Сапожникова). Теперь этой работой, по – настоящему, никто не занимается. А жаль!
Сегодня сад и здание охраняются государством, но не комплексно, как памятник садово-паркового искусства, а раздельно: сад – как памятник природы, а здание – как памятник архитектуры. В связи с этим, комплекс усадьбы утратил свое неповторимое очарование. Сад сильно зарос, нет больше здесь удивительных клумб и затейливых композиций из цветов, нет и малых архитектурных форм: декоративных ваз, фонарей, исчезли и пальмы с кипарисами.
Страницы
1
2
3
|